Индивидуальная поддержка развития детей в семье

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

План взаимодействия с семье…


 Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей

Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.

Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.

На практике это выражается в следующем:

  • недостаточная информированность родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему своевременную необходимую помощь;
  • неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
  • собственные психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
  • недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.

Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура включает несколько компонентов:

1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

2) знания о развитии, воспитании, обучении детей;

3) практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;

4) осуществления воспитательной деятельности;

5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти «язык доверия».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи.

Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой семьи.  Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.

Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на три группы:

  1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом. Главная задача в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности ребенка и любви.

 

  1. В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

 

  1. В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит в установлении контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.

Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.

К профессиональным функциям совре­менного педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:

1) участие в педагогическом просвещении родителей;

2) регулирование и согласование воспитательных воздей­ствий семьи и дошкольного учреждения.

Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.

Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при организации воспитательной  среды. А также готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.


План взаимодействия с семьей:

«Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

       План сотрудничества с семьей направлен на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

План предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

  1. Психологическая поддержка семьи;
  2. Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  3. Взаимодействие педагогов и семьи в ходе реализации Образовательной программы МБДОУ № 18;
  4. Участие родителей в образовательной деятельности детского сада.
Цели взаимодействия с родителями Действия специалистов

 

Срок выполнения (ответственный)

 

Результат

 

 

Анализ посещаемости ребенком ДОУ Наблюдения за общим состоянием ребенка и родителей

 

 

В течение года (воспитатель)

 

 

Регулярное посещение ребенком МБДОУ

 

 

Диагностика уровня адаптированности ребенка в ДОУ Наблюдение за ребенком в процессе фронтальных занятий

 

 

В течение года (педагог-психолог)

 

 

 

Оценка эмоционального состояние ребенка в МБДОУ
Выявление семей «группы риска» Наблюдение за участием родителей в воспитании ребенка (посещение родительских собраний, утренников, мероприятий детского сада)

 

В течение года (воспитатель, педагог-психолог)

 

 

 

 

 

Активное участие родителей (законных представителей) в жизни группы

 

 

 

 

Приобщение родителей к ЗОЖ Беседа с родителями на профилактические темы: «Вредные привычки родителей и их влияние на развитие ребенка», «СемьЯ», «Правильное питание» и др. Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Активное участие родителей в процессе воспитания ребенка

 

 

 

 

 

 

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка Семейное консультирование Воспитатели и специалисты МБДОУ Рекомендации по семейному воспитанию
Поддержка одаренных воспитанников Совместная работа детей и родителей: участие в конкурсах детского сада, муниципальных и др. конкурсах Воспитатели и специалисты МБДОУ Активное участие родителей (законных представителей) в процессе воспитания ребенка