Доступная среда

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.


Портал доступная среда Ставропольского края


Паспорт доступности МБДОУ № 18…
Основные законодательные, нормативно-правовые акты, государственные стандарты, своды правил, строительные нормы, методические материалы по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг…
Реализация подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан»…

Информация по МБДОУ № 18


О наличии оборудованных учебных кабинетах


В МБДОУ № 18  созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи (ТНР). С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра.

В учреждении имеются:

— 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

— 2 кабинета учителя-логопеда

— кабинет педагога-психолога

 

           


Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ


Специализированных помещений, приспособленных для проведения практических занятий с детьми инвалидами нет. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть использован музыкальный и физкультурные зал.


О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ


Отдельной библиотеки в ДОУ нет. В методическом кабинете собраны: библиотека педагогической, методической и детской литературы; библиотека периодических изданий; осуществляется доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям; документация по содержанию воспитательно-образовательной  работы; опыт работы педагогов; банк мультимедийных презентаций. В ДОУ библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.


Об объектах спорта, приспособленных для для использования для детей инвалидов и детей с ОВЗ 


На территории ДОУ есть прогулочные площадки. В каждой возрастной группе созданы физкультурные уголки с необходимыми спортивными атрибутами для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, зарядки после сна, физкультурных развлечений. Специального оборудования и инвентаря, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет. Объектов спорта специально приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет. В учреждении имеется физкультурный зал. Физкультурный зал оснащен мячами разного диаметра и другим спортивным инвентарем в необходимом объеме. Занятия проводятся для детей дошкольного возраста (с 2х до 7 лет).


О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 


МБДОУ  № 18 имеет оснащение и оборудование, необходимое для всех видов коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

— учебно-методический комплект Программы (игровое и учебное оборудование: дидактические игры, игрушки, учебные пособия;

— помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

— оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

— учебно-наглядные пособия (тематические книги, плакаты, демонстрационный материал);

— печатные и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности с воспитанниками;

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.


Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем ДОУ созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

В соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здание ДОУ и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании ДОУ (при необходимости с помощью сотрудника ДОУ). В ДОУ имеется пандус.


О специальных условиях питания


В учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПИН.

Специальных условий питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждении не требуется, т.к. имеющиеся в ДОУ инвалиды и лица с ОВЗ не нуждаются в специальной диете. Прием пищи данной категорией детей осуществляется в общем порядке.


Специальные условия охраны здоровья


В соответствии со статьей 41 главы 4 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (В ред. От 28.06.2014) «Об образовании в Российской федерации» в учреждении создаются условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
— оказание первичной медико-санитарной помощи
— организация питания учащихся
— определение оптимальной учебной нагрузки, согласно СанПиН
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
— пропаганда и обучение культурно-гигиеническим навыкам
— разработана адаптированная программа

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой. В ДОУ оборудован медицинский блок.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета (прививочный), изолятора, туалета, коридора. Медицинский блок оснащен всем необходимым для медицинского обслуживания оборудованием.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
— проведение профилактических осмотров;
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
— осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
— осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
— осуществление систематического контроля за выполнением санитарных норм и правил организации питания.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СанПиН  разрабатывается:
— режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, самостоятельных игр, дневного сна.
— составляется график проведения НОД для каждой возрастной группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Наличие специальных условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ нет.


О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ


В ДОУ имеется 6 компьютеров, 3 ноутбука, подключены к сети интернет. Провайдером является Ростелеком, скорость доступа не менее 20 Мбит/с. Передача сигнала происходит через оптиковолоконные линии, Wi-fi-роутер.
Активно используется электронная почта (mbu_doo18@mail.ru) для сбора и обмена управленческой и статистической информацией.
Разработан и функционирует сайт учреждения http://dou18.nov.ru/. На сайте размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу ДОУ, учредительные документы. Официальный сайт учреждения имеет версию «для слабовидящих».
Компьютерные технологии активно используются воспитателями и специалистами ДОУ для оснащения процесса работы с детьми, при проведении родительских собраний, праздников. В кабинете методиста имеется педагогическая, справочная и детская литература, необходимый наглядный материал, медиатека с большим количеством программ по различным видам деятельности, мультимедийные презентации, демонстрационные материалы, аудио-файлы.
Музыкальный руководитель использует мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр для проведения музыкальных занятий и праздников с детьми.

Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет.


Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ


Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.


О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 3 мультимедийных установки  (проектор, экран, ноутбук), в музыкальном зале — музыкальный центр. Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.


О наличии беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.


О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ


Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предусмотрено.


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Ставропольского края «Учимся вместе»


Перейти на информационный портал «Учимся вместе»


Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.